Развитие самостоятельности у детей

Тихо в квартире. Еще не пробились в окна лучи позднего зимнего солнца, а Витя уже на ногах. Держась за высокий бортик своей кроватки, он всматривается в полумрак комнаты, в котором отчетливо вырисовываются контуры новой игрушки, подаренной ему по случаю дня рождения. Вчера малышу исполнился один год. 365 дней «без выходных и прогулов» с неиссякаемым интересом приобретал он знания о внешнем мире, накапливал опыт. Едва научившись делать с чужой помощью два-три неверных шага, он доводил до отчаяния окружающих своим категорическим нежеланием оставаться в кроватке: только на пол и только в движении! А сейчас он смело и твердо стоит на окрепших ногах, и в позе его чувствуется уверенность.

Некоторое время Витя стоит молча, будто прислушиваясь к спокойному дыханию спящих. Какие желания и чувства владеют им? Что происходит в его белокурой головке? Сам малыш еще не может рассказать об этом, но его поведение позволяет судить о многом.

— Мама! — зовет он. — Мама!

Проснувшаяся мать пытается усадить ребенка в кровать и занять игрушками. Но он настойчиво тянется рукой к новой игрушке и твердо повторяет:

— Дать, дать, дать!

Однако шуметь (а игрушка принадлежит к «звучащим предметам») в комнате, где еще спит отец, мать считает нецелесообразным и пытается отвлечь сына. Иногда ей это удается: малыш берет старую игрушку, рассматривает ее, но через секунду отбрасывает и снова тянется к столу. Он обнаруживает удивительную и на первый взгляд непонятную настойчивость. Он отвергает все любимые игрушки ради нового, незнакомого предмета. Этот интерес проявлялся у него и раньше. Но теперь он звучит в полную силу, обнаруживая настоящую тягу к новому, неизвестному.

— Как тут быть? Дать ему игрушку?

— Да, дать обязательно (иначе незачем было выставлять ее на стол).

— А отец проснется?

— Ну, что ж, пусть потерпит. Сыну исполнился год — сын становится любознательным. И на родителей, на воспитателей возлагаются новые заботы — эту неутомимую любознательность удовлетворять.

Мало того, в настойчивости малыша обнаруживаются признаки самостоятельности. Он решительно отказывается от того, что ему навязывают, — он предпочитает выбирать. Пройдет немного времени, и сын, отстаивая свои права, заберет из рук матери ложку, которой она его кормит, и скажет: «Я сам! Я сам!..»

Малыш обнаруживает признаки самостоятельности

Он уже знает радость удачных, ловких движений. Уже не нравится ему полная и безраздельная опека, в которой он еще так недавно нуждался. Ребенок делает попытки от всего готового перейти на частичное «самообслуживание». Можно ли отказать ребенку в этом? Можно ли окружить его кольцом постоянных запретов, в котором увядают, подобно бледным и хилым растениям в темноте, живые ростки детского интереса?

— Но в таком случае, — возразит строгий воспитатель, — удовлетворяя любознательность и «уважая права» (а вместе с тем и все желания), невольно вырастишь избалованного, капризного эгоиста.

Разумеется, речь идет не обо всех, а только о таких желаниях, которые способствуют развитию ребенка. Конечно, с самого раннего возраста ребенок должен усвоить строгое слово «нельзя». Но в каких случаях «можно», а когда «нельзя»? Чтобы уловить границу между «нельзя» и «можно», и требуется чуткость, элементарная педагогическая грамотность.

Неутомимая любознательность ребенка, его бесконечные «что это» и «почему» кажутся подчас родителям праздными и назойливыми. На просьбы «можно взять?», «можно посмотреть, попробовать, бросить?» они коротко и категорично отвечают «нельзя», не давая себе труда всмотреться в сосредоточенное, увлеченное лицо ребенка, в его полные серьезности глаза.

Двухлетняя девочка прилежно льет воду на пол для того, чтобы потом повозить по луже тряпкой. Она «моет» пол, подражая матери, и горько рыдает, когда ее наказывают за усердие.

Девочка «моет» пол, подражая матери

Детям трудно понять, почему им запрещают делать то, что на их глазах делают взрослые. Замечательная способность детей подражать действиям взрослых заслуживает скорее поощрения, чем порицания; она помогает им воспроизводить и затем постигать те действия, которые со временем они будут выполнять всерьез.

Но, поощряя активность и самостоятельность в поведении ребенка, необходимо одновременно приучать его к сдерживанию своих желаний, к умению владеть собой. Ведь у детей нередко возникают такие стремления, которые не могут быть удовлетворены, — и тогда должно прозвучать спокойное, но твердое «нельзя». Если родители не злоупотребляют запретом, не твердят его слишком часто, ребенок, как правило, легко подчиняется и принимает его как должное. Уже с первого года жизни не позволяйте детям играть острыми или стеклянными предметами, спичками, лекарствами, рвать книги. Ребенок, которому в первый год жизни было сделано снисхождение и все позволялось, приобретает плохие привычки, от которых его впоследствии приходится отучать. А это — нелегкое дело.

Не следует также по первому требованию оказывать ребенку помощь в его маленьких затруднениях. Пусть малыш сам испробует несколько вариантов и самостоятельно завершит начатое: достанет закатившийся под кровать мяч, поднимет колесико, принесет свои ботинки и т. п. Иногда мать специально кладет игрушку в труднодоступное место и просит ребенка принести. В тех случаях, когда действие оказывается малышу не под силу и назревает «конфликт»: малыш собирается заплакать, — тогда помогите ему. Преодоление маленьких трудностей в раннем детстве — это своего рода психологическое закаливание, но не следует чрезмерно затягивать тренировку настойчивости, превращая ее в «дразнилку». Своевременно дайте ребенку испытать радость победы. Он должен усвоить, что трудная задача небезнадежна, если приложить усилия для ее решения.

После года начинает быстро развиваться речь ребенка. К этому времени он произносит уже больше десятка слов, на которые так радостно отзываются взрослые. Но только радоваться мало: надо и помочь ему овладевать речью. Среди тех тридцати слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если взрослые будут чаще называть не только предметы, но и их качества (мяч — круглый, чай — сладкий, цветок — красивый), ребенок быстро усвоит и эти понятия. К двум годам ребенок уже тонко различает звуки, цвета и форму предметов. Его общение со взрослыми становится более разнообразным и содержательным, а это, в свою очередь, отражается на складывающемся характере.

Так, например, двухлетний малыш может свободно сказать родителям о своих потребностях, и в их взаимоотношениях не встречается никаких недоразумений, все протекает спокойно. Другой мальчик, в другой семье, где родители мало обращали внимания на его речь, к двум годам по-прежнему «сообщал» о своих желаниях криком. Его часто не понимали, а это вызывало у ребенка слезы и раздражительность. Взрослые решали, что он просто капризный, и наказывали всякий раз, как только малыш начинал хныкать. Отставание в развитии речи отрицательно сказывалось и на характере ребенка. Он рос плаксивым, среди других детей чувствовал себя неуверенным и, не умея говорить, не принимал участия в играх, где требуется речевое общение, стремился уединяться, избегал сверстников.

После полутора лет дети начинают говорить коротенькие, из двух-трех слов предложения, хорошо понимают речь окружающих. А на третьем году жизни способны уже отгадывать простые загадки, понимать несложные рассказы. В этот период необходимо уделять развитию речи особое внимание. Для этого можно пользоваться картинками, на которых изображено какое-то конкретное действие, например: кошка спит, девочка играет в мяч, машина едет по дороге. Старайтесь чаще обращаться к ребенку с вопросами, побуждая его рассказывать о содержании картинок, объясняйте названия незнакомых предметов и действий.

Запас слов к концу третьего года достигает полутора тысяч. Овладев большим количеством слов и грамматическим строем речи, ребенок к началу четвертого года становится интересным и внимательным собеседником.

Много разных интересов обнаруживается у детей в этот период жизни. Они способны с удовольствием слушать музыку, рассказы и сказки, читать наизусть стихи, плясать, петь, с увлечением наблюдать, как отец или брат ремонтирует радиоприемник, рисовать, лепить, собирать грибы и ягоды, то есть выполнять многое из того, что делают взрослые. Если все эти занятия доступны ребенку, можно сказать, что он получает разностороннее развитие.

Много разных интересов обнаруживается у детей

Пока современный ребенок учится смотреть, слушать, осязать, пока он узнает, что предметы бывают твердыми, круглыми, разного цвета, он узнает не больше, чем дети наших далеких предков. Но, начиная понимать значение окружающих его вещей, сидя у телевизора или следя за полетом самолета, слушая рассказы о космонавтах, ребенок с раннего детства поднимается на уровень современности. Его жизнь начинается с познания того, чем завершается жизнь старших поколений.

— Бабушка, — говорит современный четырехлетний ребенок, — ты не понимаешь, что это передача из космоса. Это космические помехи...

Как же далеко должен подняться наш ребенок, начиная жизнь уже с таких высот развития человеческой культуры! Но подняться он может только с помощью воспитателей, с вашей, родители, помощью.

Яндекс.Метрика