Воспитание чувств у детей

Хорошо возвращаться после успешного трудового дня домой! Легко и радостно вдыхать весенний воздух, смотреть, как вечерние фонари окутываются желтоватой дымкой...

И вдруг будто глухой удар по всему телу. Сорвалось с ритма и заколотилось сердце, замерло на миг и заметалось дыхание, крупные капли пота выступили на лбу. И все это от одной вдруг возникшей мысли: «Система приборов осталась включенной в сеть».

Пять минут езды на такси, и вздох облегчения: тревога была напрасной. Но уже не ощущались весенние ароматы, не желтели над головой фонари. Воображение продолжало рисовать страшные последствия несовершенной ошибки. Испуг проходил, но разрушения, произведенные им в организме, все еще давали себя чувствовать.

Такова сила эмоций, глубоких переживаний, под влиянием которых изменяются работа сердца и легких, химический состав крови, сужаются или расширяются сосуды. Но значение эмоций состоит не только в их влиянии на здоровье, трудоспособность и продолжительность жизни человека. Эмоции, испытанные сегодня, могут оказать влияние на поведение человека в будущем.

Можно подумать, что ребенок, лишенный достаточного опыта и знаний, еще не способен к переживаниям. Конечно, чувства взрослого человека неизмеримо многообразнее и богаче. Но и младенец, даже новорожденный, способен к проявлению эмоций. Сначала это простые врожденные эмоции.

Первая эмоция, которую так часто и так откровенно обнаруживает ребенок, — это эмоция неудовольствия, выраженная в крике. Голод, мокрая пеленка или боль — все это дает «основание» быть недовольным и заявлять об этом родителям. Правда, мы пока не знаем, переживает ли новорожденный, когда кричит, или только заставляет переживать окружающих. Но уже через несколько месяцев плач ребенка является верным признаком переживания.

Плач ребенка является верным признаком переживания

На первом году жизни начинают проявляться такие чувства, как страх, радость, гнев. В дальнейшем на основе этих и других простых эмоций под влиянием общения ребенка со взрослыми, под влиянием игр, рассказов у детей более старшего возраста начинают формироваться сложные чувства: дружбы, любви к труду, чувства стыда, совести.

Задача воспитания состоит в том, чтобы не допускать развития отрицательных эмоций и всячески способствовать развитию положительных. Радость, которую ребенок получает от игры или общения со взрослыми, питает его активность, инициативу, поддерживает любознательность. И, напротив, отрицательные эмоции, особенно продолжительные и часто возникающие, угнетающе действуют на нервную систему ребенка, а через нее и на другие органы. Они делают его вялым, пассивным, эгоистичным, капризным.

...Коле 10 месяцев. Он усидчив, спокоен и беспредельно предан своему медвежонку, рычание которого отлично имитирует сам. Однажды отец попытался взять у мальчика любимую игрушку. Малыш уцепился за медвежонка, лицо его побагровело, сквозь упрямо сжатые губы проникло гневное, протестующее мычание. Взрослые пришли в восторг от настойчивости малыша. «Мой характер», — говорил отец, демонстрируя гостям «непреклонную волю» ребенка. Но эти «развлечения» родителей были далеко не такими невинными, как им казалось.

Мальчик с медвежонком

Особенно часто приходится наблюдать у детей развитие чувства страха. Переживание страха сопровождается резкими изменениями в деятельности организма:    появляется сердцебиение, одышка, ребенок бледнеет, у него дрожат руки. Страх отрицательно влияет и на формирование характера, делая ребенка робким, теряющимся перед трудностями, неуверенным в себе.

Нужно стремиться к тому, чтобы возникшее у ребенка чувство страха не закреплялось, не превращалось из случайного испуга в систематическое состояние страха перед всем неожиданным, незнакомым. Между тем сами родители часто бывают виновниками того, что их дети растут трусливыми и запуганными.

...Летом Нину отправили в село к бабушке. Взволнованная и очарованная раздольем, девочка долго не могла уснуть, перебирая в памяти впечатления первого дня. Тогда бабушка села рядом и устрашающим шепотом рассказала ей истории о домовых и ведьмах. Холодея от ужаса, слушала девочка эти рассказы, и ее воображение рисовало отвратительных чудовищ, которые шевелились в темных углах комнаты. Она судорожно хваталась за бабушкину руку. Удовлетворенная произведенным эффектом, бабушка говорила: «Ну, спи, а то еще домовой придет». Не скоро засыпала изнуренная кошмарами девочка. Ночью она вскакивала и кричала. Вечерами с наступлением темноты ни на шаг не отходила от взрослых, вздрагивала от малейшего шороха. «Какая ж ты у меня пугливая!» — удивлялась бабушка, хотя именно она и была виновницей страха, который надолго затаился в душе ребенка.

Не скоро засыпала изнуренная кошмарами девочка

Взрослые не всегда понимают, что сильные детские переживания, испытываемые при гневе или страхе, могут вызвать трудноизлечимые неврозы, нарушение речи.

Спокойное поведение взрослых в момент, когда какое-нибудь явление вызывает у ребенка страх, терпеливое разъяснение таких явлений, убеждение собственным примером обычно помогают малышам избавиться от чувства страха.

Важно не только предупреждать возникновение страха у детей, но и вырабатывать смелость. Катание на санках и лыжах с гор, прогулки в лесу, физические упражнения и ежедневная утренняя гимнастика с раннего возраста укрепляют организм ребенка. Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимает страх перед неизвестным, закаляет волю.

Глубокие чувства вызывают у детей рассказы о смелых и сильных людях, о трудовых и военных подвигах. Такие рассказы часто оставляют в памяти неизгладимое впечатление, рождают желание подражать любимым героям.

Яндекс.Метрика