Всегда ли в разговоре с детьми мы бываем на высоте?

Давайте поразмыслим: всегда ли в разговоре с детьми мы бываем на высоте? Помним ли мы о том, что каждое сказанное нами слово не проходит у них бесследно?

Прислушаемся к детским разговорам: в редких фразах мы не встретим ссылок на взрослых: «Мама сказала...», «Папа говорил...», «Бабушка велела...». И это понятно, своих убеждений, своего жизненного опыта у малыша еще так мало, что все сказанное взрослыми, близкими является для него непререкаемым авторитетом. Вот почему, разговаривая с детьми, нужно обдумывать каждое слово.

Однажды я был свидетелем разговора отца с дочкой:

— Папа, Нина Александровна велела принести бумагу. Мы будем вырезать костюмы для праздника.

— Хорошо, завтра я принесу с работы большой лист.

— А чья у вас работа?

— Как это чья? Наша, где я чертежи делаю...

— И там можно взять бумаги сколько угодно?

Вот ведь какой неожиданный вывод сделала девчушка!

Пусть мимоходом, невзначай, но отец дал своей дочке плохой урок. Поняв это, он стал что-то невнятное говорить о добром дяде-начальнике, который для послушных деток ничего не жалеет. Но, запутавшись окончательно, решительно заявил, что все же лучше купить бумагу в магазине.

А вот еще один поучительный разговор мамы со своей дочкой-первоклассницей:

— Мама, ты ударница труда?

— Нет, я не ударница.

— А почему?

Маме некогда было объяснять «почему», она спешила. А девчушка недоумевала. В школе объяснили, что ударники — передовые люди, и вдруг ее мама, такая хорошая, лучшая из лучших мам, и ... не передовая?!

Мы хотим, чтобы наши дети были отзывчивыми, не росли эгоистами. Но всегда ли родительское слово помогает этому?

— Ты где это пропадал? — спросила мать своего сынишку.

— Мы во дворе каток расчищали...

— Расчищали... Я вот вижу, твой дружок Гошка умнее тебя: он ходит руки в брюки да посмеивается... А тебе нужнее всех...

Вспоминается и другой разговор, который я слышал на пляже.

— Для чего ты собрал этот мусор? — спросила мать у сына, увидев, что карманы его штанишек набиты ракушками.

— Это я подарю детскому саду. Наталья Гавриловна сказала, чтобы летом мы собирали ракушки, листики, бабочек...

— Еще чего! Тащить в Москву весь этот хлам!

У ребенка с ранних лет складываются первые нравственные представления и привычки: честность, уважительное отношение к людям, отзывчивость. Ребенок может так же легко усвоить и дурное: стать эгоистом, грубияном, лжецом. Прививая детям благородные качества, родители не имеют права ни на минуту забывать, что даже случайно брошенная ими фраза или необдуманный поступок может сразу же опрокинуть родительский авторитет, свести на нет все то хорошее, что удалось им заложить в своих детях.

Ребенку непонятно, почему мы сами делаем то, что запрещаем ему. Приведу пример. Отец бранится по телефону:

— А я плевать хотел на Аркадия Дмитриевича! Мне его дурацкая болтовня неинтересна... Все!

А сынишка тут как тут.

— Папа, а ты говорил, что ругаться нельзя...

— Это тебе нельзя, ты маленький, а мне можно, — отвечает отец, не остыв еще после телефонного разговора.

Непоследовательность и противоречия между словами и поступками подрывают авторитет взрослого в глазах ребенка, и он перестает уважать старших.

— Ты почему грубишь бабушке? — возмущается отец.

А сынишка в ответ:

— Ты ей тоже всегда говоришь, чтоб она помалкивала и не вмешивалась не в свое дело...

Дети удивительно быстро распознают слабые стороны своих воспитателей. Рядом со мной живет семья. С малышом занимается в основном бабушка. У нее добрый, мягкий характер, и шустрый Андрюшка с каким-то озорством использует бабушкину любовь и доброту.

— Андрюша, вставай! — раздается по утрам голос бабушки.

— Скажи пять раз «вставай», тогда я встану...

Бабушка послушно говорит. Но шалуну этого мало, он заставляет бабушку вновь и вновь повторять по пять раз одно и то же. И так до тех пор, пока ему самому не надоест лежать. Слово бабушки для Андрюшки теперь ничего не значит, в этом, увы, повинна сама бабушка. А как шатается и никнет авторитет взрослых, если в семье нет единого подхода к детям! Та же бабушка, чтобы увести Андрюшу со двора, часто говорит:

— Пойдем скорее, сейчас начнется интересная передача по телевизору.

А дома в роли воспитателя выступает уже папа:

— Никаких передач! Ребенку вредно каждый день сидеть у телевизора!

И Андрюшка научился не то чтобы ловчить, но учитывать обстановку. Он знает, с какой просьбой следует обращаться только к бабушке. При этом он говорит:

— Папе мы не скажем, он и не узнает...

Иногда сами взрослые делают ребенка соучастником обмана или лжи. Ребенок теряется, он с недоумением смотрит на маму, которая уверяет соседку, что их телефон испорчен. А когда соседка уходит, мама ворчит:

— Надоели! Ходят, грязь таскают, только и убирай за ними!

И тут же звонит папе на работу.

Нередки случаи, когда родители не прислушиваются к тому, о чем говорят ребятишки, уклоняются от ответов на их вопросы (а их бывает бесчисленное множество). То и дело ребенок слышит: «Ты этого не поймешь!» или: «Подрастешь — сам узнаешь...». А ведь, не удовлетворив свое любопытство, малыш будет обязательно искать ответ в другом месте и может натолкнуться на ложь или даже цинизм.

Мне рассказывали такой случай. Пятилетняя девчушка, посмотрев утром в окно, глубокомысленно изрекла:

— Вот боженька нам дождичек послал...

— Откуда ты взяла этого боженьку? — удивился отец.

— Тетя Настя сказала...

— Никакого боженьки нет, это все выдумки.

Отец сказал это мимоходом, собираясь на работу, поэтому получилось не очень убедительное разоблачение невежества тети Насти. А присутствовавшая при этом разговоре старшая дочка повела сестренку на кухню, показала ей, как кипит чайник. И когда она поднесла к чайнику тарелку, малышка увидела, как пар, охлаждаясь на тарелке, превращается в капельки, и они падают на плиту... Позже отец со смехом рассказывал, как дочка пыталась доказать тете Насте, что никакого боженьки нет и что дождик получается из пара...

Очень непрочно закрепляются в сознании ребенка поучения, какие любят делать многие родители: обижать маленьких нехорошо, со старшими надо здороваться, говорить надо правду... Разумеется, нужно учить детей этому, но не пространными нотациями, а словами, которые дойдут до их сознания, затронут нежные струны их души.

Буду как мама - Всегда ли в разговоре с детьми мы бываем на высоте?

Ну, а если на ребенка не подействовали слова? Что тогда делать? Смириться? Нет! Сдадите одну позицию — потеряете и другую и третью... Если слова не убедили, надо перейти к принуждению. Но предостерегаю: не поднимайте руку на ребенка. Ударив, вы раз и навсегда потеряете его уважение.

В сутолоке дел легче легкого отмахнуться от вопроса, ответить, не подумав, или промолчать, когда надо вмешаться в разговор детей. Все хорошее и все дурное, что скажете вы, как в зеркале отразится в детях. Они все видят, все подмечают и во всем вам подражают.

Яндекс.Метрика