Воспитание дошкольников

Папа, мама и Наташа сели обедать.

— Наташа, перестань болтать ногами, — говорит отец. — Стол качается от твоих шалостей.

Наташа улыбается и продолжает шалить.

— Ты почему меня не слушаешь? — возмущается отец.

— Тебе мама говорит: «Не читай газету, когда кушаешь», — а ты опять читаешь, — отвечает Наташа. — Взрослым, что ли, шалить можно?

Папа с удивлением смотрит на Наташу и откладывает газету в сторону. Наташа перестает болтать ногами. С тех пор папа больше не читает за обедом газету.

Личный пример — как это много значит! Нельзя приучать ребенка к порядку в семье, где отец ложится в грязных ботинках на диван, пепел с папиросы стряхивает на пол, а окурки кладет в цветы; где на одном стуле висит папин галстук, а на другом — мамины чулки.

Вспоминаются два случая у остановки троллейбуса.

К остановке подошли девочка лет пяти, мать и бабушка. Девочка развернула конфету, положила в рот и стала глядеть по сторонам, вертя в руке конфетную бумажку. Она крутилась по панели, заглянула во двор дома, потом подбежала к бабушке и, теребя ее за руку, спросила:

— Бабушка, куда же мне бросить бумажку?!

Бабушка открыла сумочку и сказала:

— Положи сюда.

Меня поразил этот случай, потому что вокруг валялись окурки, папиросные коробки, обертки от мороженого, а пятилетняя девочка искала, куда бы ей бросить конфетную бумажку. Вот у этой девочки с раннего детства привиты навыки аккуратности и опрятности.

Подошла другая мама с дочкой такого же возраста. Девочка на глазах у всех подняла подол платьица, спустила штанишки и сделала лужицу.

Кто-то возмутился.

Мать сказала:

— Что ж тут особенного, ведь это же ребенок! Она и в школу еще не ходит!

То, что ребенок не понимает, как нужно вести себя в обществе, — это естественно, но вот то, что мать этого не понимает, — это уже возмутительно.

Два дошкольника вышли во двор погулять и увидели там кур. Один из мальчиков вынул из кармана корочку хлеба, раскрошил ее и стал осторожно бросать курам, а другой тем временем собирал камушки, потом стал бросать их в кур. Куры разлетелись в разные стороны, а мальчик погнался за ними.

Мальчик кормит кур

— Вот я скажу маме, что ты обижаешь кур! — возмутился первый. — Их беречь надо, они яички приносят.

— Это не наши куры, не нам они яички приносят, а Колькиной маме, — возразил второй. — Я знаю, мне моя мама говорила, и мне их не жалко.

Итак, в одной семье ребенку внушают: все, что дает человеку пользу, надо беречь и охранять. В другой говорят: если это наше, то его, конечно, нужно беречь, а если Колькино, то его и уничтожить не возбраняется.

Надо, чтобы слово «нельзя» было знакомо ребенку с раннего детства и принималось как должное, как неизбежное, которому надо подчиниться. Очень важно, чтобы необходимость самоограничения подтверждалась практикой. Например, нельзя сдвинуть с места тяжелый книжный шкаф, буфет. Это должно быть подтверждено безрезультатной попыткой ребенка. Пусть ребенок знает, что после того, как сказано «нельзя», настаивать также бесполезно. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть постоянными и поддерживаться всеми членами семьи. Если мать не дает ребенку гостинца перед обедом, то не давайте ему и вы, отец, бабушка и дедушка. Только в этом случае слово «нельзя» будет иметь воспитательное значение.

Требования, предъявляемые к ребенку

К сожалению, многие родители не выдерживают, уступают детям после того, как слово «нельзя» было уже сказано. Просится ребенок гулять.

— Нельзя, — говорит мать, — на улице дождик, ты весь вымокнешь.

Ребенок продолжает просить, начинает хныкать, и мать с сердцем кричит:

— Да ступай, надоел!

Ребенок, привыкший командовать и главенствовать в семье, переносит эти привычки и в общество. Придя в школу, он требует к себе особенного отношения. Если на его требования не обращают внимания, он начинает капризничать, шалить, чтобы хоть чем-нибудь выделиться из среды своих сверстников. Учительница обращается к его родителям за помощью, а те беспомощно разводят руками: ничего, дескать, не можем поделать со своим ребенком, он у нас сроду такой. Отец и мать и не подозревают, что они сами сделали его таким. Они заботились только о материальном благополучии своего ребенка. Сынишка здоров, сыт — значит, все в порядке, а какие у него развиваются привычки, желания, стремления, — родители над этим не задумывались.

Пусть трудно ребенку держать ложку в руке и самостоятельно кушать — терпеливо учите его преодолеть эту трудность. Пусть трудно ребенку застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки — учите его как можно скорее преодолеть и эту трудность. Не оберегайте ребенка от трудностей и невзгод житейских, а учите преодолевать их. Не кутайте ребенка, а умело и последовательно закаляйте его организм так, чтобы ему не страшны были ни болезни, ни холод, ни жара. Даже птицы, и те не только носят мошек и букашек своим птенцам, но и учат их летать, распознавать врагов, прятаться от них, учат находить для себя пищу. Птицы готовят своих птенцов к будущему. Конечно, гораздо проще доставлять ребенку радость, баловать его, чем заставить выполнить не всегда интересную обязанность. Ну, например, ежедневно убирать за собой постель, мыть галоши, чистить свою обувь.

Ребенок чистит свою обувь

Иногда спрашиваешь родителей, почему они не занимаются воспитанием своего ребенка, а они отвечают, что слишком заняты на работе. Это отговорка. Да и одно только время не решает вопросов воспитания. Воспитание ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни, в процессе постоянного общения со взрослыми.

Есть родители, которые много времени уделяют своим детям, но используют это время неправильно, не на пользу, а во вред ребенку. Такие родители по два—три раза в неделю водят ребенка в кино, где он смотрит картины, совершенно недоступные его пониманию, ходят с ребенком по гостям, где нет детей и где взрослые превращают ребенка в забаву.

Я знаю семью, где трое детей. Отец и мать работают. У них также мало свободного времени, но они постоянно помнят, что за ними наблюдают три пары внимательных глаз, и поэтому всегда следят за каждым своим словом, за каждым поступком.

Желая, чтобы дети были вежливыми и уважительно относились и к взрослым, и к сверстникам, отец и мать сами всегда вежливы. Они хорошо знают, что нельзя заставить сестру называть брата Юрой, если сами будут называть его Юркой. Они обращаются к ребенку с просьбой только в вежливой форме.

Случалось, что кто-нибудь из детей забывал сказать слово «пожалуйста». Например, придя с прогулки, Юра вдруг заявляет: «Я хочу есть». Мать на такую просьбу не реагирует. Она молчит до тех пор, пока Юра не повторит просьбу в вежливой форме. Если Юра не догадывается, почему мать не отвечает на его просьбу, и начинает раздражаться, мать спокойно ему напоминает: «У кого ты просишь и как ты просишь, Юра?»

Заботясь о правильном физическом развитии детей, эти родители строго следят за распорядком их жизни. Они не позволяют детям болтаться среди взрослых до одиннадцати, а то и до двенадцати часов ночи и не дают по утрам валяться в постели до полудня Сон, завтрак, обед, прогулка, занятия — все делается в определенные часы. Кроме пользы здоровью, такой четкий режим развил в этих детях умение подчинять свои желания и настроения необходимости.

Мы много говорим о трудовом воспитании, и все же далеко не во всех семьях у детей имеется определенный круг обязанностей, которые выполнялись бы не от случая к случаю, а постоянно.

Какие же могут быть обязанности у ребенка-дошкольника?

Во-первых, с самого раннего детства приучайте его прибирать за собой разбросанные игрушки или вещи, самому отыскивать их, если они затерялись. Сначала это делается так. Мать говорит: «Давай, дочка, поищем, куда закатился твой мяч» — и сама ищет вместе с ребенком. Или: «Давай, дочка, приберем твои игрушки, куклу разденем и положим в кроватку, зайчика посадим в его домик, вот здесь будет домик зайчика». В дальнейшем ребенок будет проделывать все это по одному указанию: «Убери игрушки», «Разыщи мяч».

У ребенка шести лет уже могут быть такие обязанности: убирать ежедневно свою постель, чистить свою обувь, поливать цветы, кормить кур, кроликов, если таковые имеются.

Ребенок убирает свою постель

Ребенок должен знать, что за него этого никто не сделает: если он забудет полить цветы, они завянут, если он забудет накормить кур, они умрут с голода. Ребенок должен сознавать важность порученного ему дела.

Жаль, что к домашнему труду в большинстве семей привлекают только девочек, считая, что уборка комнат и хозяйственные дела не мужское дело. Такой взгляд неправилен и даже вреден. Вот поэтому-то у мальчика больше свободного времени, он больше бездельничает и шалит. Пусть задумаются над этим родители.

В короткой статье не охватишь всех вопросов воспитания дошкольников. Но ведь у нас есть немало книжек, где рассказывается о физическом, умственном и нравственном развитии ребенка, о детских страхах, детских играх, о воспитании у ребенка выдержки, настойчивости и т. д. К сожалению, не многие родители читают эти книжки. Не мешало бы почаще в них заглядывать и пользоваться опытом других людей.