Влияние родителей на авторитет учителей

— Ира! Зачем ты переставляешь лампу? — раздраженно спрашивает мать.

— Нам учительница сказала, чтобы мы, когда уроки учим, ставили лампу с левой стороны, — оправдывается дочка.

— Мало ли что она говорит! Вот разобьешь лампу, учительница нам новую не купит. Сейчас же поставь лампу на место!

Девочка в недоумении: кого ей слушаться? Наверное, маму. Ведь она рядом, все видит, а учительница может и не узнать. Ира сделала, как велела мама. А матери невдомек, что этот как будто незначительный факт заронил у девочки сомнения: следует ли всегда выполнять требования учительницы, школы? Дальше — больше. Пройдет время, у Иры могут возникнуть мысли, что и требования матери для нее не так уж обязательны.

Родители и учителя делают общее дело, стремятся к одной цели — воспитать настоящих людей, будущих граждан своей страны. Эта цель будет успешно выполнена лишь при дружной, слаженной работе семьи и школы.

Правильно поступают те родители, которые, едва их сын или дочь пойдет в школу, устанавливают тесную связь с учителями, следят, чтобы ребенок строго соблюдал их требования, советуются с ними по вопросам воспитания. Но хочется поговорить о тех родителях, которые не делают этого.

Недавно пришлось наблюдать такую сцену. Мать третьеклассника Юры по дороге из школы взволнованно говорила сыну:

— Ну, конечно, она тебя не любит и поэтому поставила «тройку». Наверное, ее любимчик Вова за такую же работу «пятерку» получил.

Учительница предложила женщине вернуться в школу. Вместе просмотрели работы Юриных одноклассников. Разумеется, оказалось, что у всех, кто допустил такие же ошибки, как Юра, стояли «тройки». Тогда она спросила:

— Почему вы утверждаете, что учительница несправедлива к вашему ребенку?

Оказалось, что матери просто жалко сына: он, видите ли, плакал из-за «тройки», и она старалась его утешить. А так как учительница несколько раз говорила, что мальчик невнимателен, мало работает дома, то она решила, что к Юре придираются.

Не подумала мать об огромном вреде, который наносит она сыну такими разговорами, подрывая веру в справедливость учителей, приучая мальчика винить в своих неудачах не себя, а кого-то другого.

Случается и так, что родители считают возможным в присутствии детей вслух высказать сомнения в знаниях учителя, критиковать методы его работы.

— Папа сказал, что вы неправильно учили нас решать задачу, — заявил на уроке отличник Витя. — Ее можно решить более простым способом.

Витя достал тетрадь, где задача действительно была решена проще, чем в классе, но для этого нужно было знать разделы математики, которые ребята еще не изучали. Учительница объяснила это, но Витя, да и кое-кто из его товарищей поглядывали на нее с недоверием.

Отец Вити допустил грубую педагогическую ошибку. Если у него появились сомнения, он мог поговорить с преподавательницей наедине, поспорить, но ни в коем случае не вовлекать в этот спор школьников. Ведь авторитет учителя — главное его оружие. Без этого нельзя успешно учить и воспитывать ребят.

Но как быть, спросите вы, если вам не удалось найти общий язык с учителем, а вы остаетесь при своем мнении, убеждены, что учитель неумелый, недостаточно подготовленный, а может быть, и недобросовестный? Что же, он недосягаем для критики? Это, конечно, не так. Бывает, что и хорошие, опытные педагоги допускают ошибки. Критиковать их можно и нужно.

Если вам что-то в обучении и воспитании детей кажется неправильным, разберитесь в этом вопросе до конца. Прежде всего придите к учителю, когда он свободен от уроков, спросите его, почему он поступает так, а не иначе. Педагогика — очень сложное, тонкое дело, не удивительно, что людям несведущим многое непонятно. И очень часто после задушевного разговора с учителем родители убеждаются в своей неправоте.

Если же вы и после этого разговора с учителем не можете согласиться с его доводами, — ну, что ж, ваше право и даже обязанность обратиться к директору, к завучу, в общественные организации школы. Они непременно укажут учителю на его недостатки и предложат их исправить. Само собой понятно, что делать большое общее дело родители и педагоги могут лишь при взаимном уважении.

Однако встречаются еще люди, которые относятся к слову учителя пренебрежительно.

Сын или дочь приносит домой записку: родителей приглашают в школу.

— Скажи своей Марии Ивановне, — говорит мать, гремя на кухне тарелками, — что мы работаем, и нам некогда ходить. А если ей очень надо поговорить с нами, пусть сама придет.

Ребенок растерян: не может же он передать учителю слова матери. И назавтра в классе, красный от смущения, выдумывает небылицы, выгораживая свою маму.

Такие люди, как эта мать, лишены элементарного чувства благодарности. Они забыли о том, что сами когда-то были школьниками и чем обязаны учителям.

Но, к счастью, не эта мать и ей подобные определяют отношение к учителю.

Безмерно велики силы воспитательного воздействия школы и семьи, если они объединены и направлены к одной цели. Там, где отношения учителей и родителей строятся на взаимном уважении и доверии, когда семья и школа соблюдают единство требований, поддерживают авторитет друг друга, мы обычно видим хорошие результаты в обучении и воспитании детей.

Яндекс.Метрика